Новости России
и мира сегодня

Лукашенко разлюбил Клайпеду, но ради ли Усть-Луги?

Экономика
16:54, 11 январь 2021
1 238
0
[rating-type-4]
[/rating-type-4]
На фото: морской порт в Клайпеде

В Клайпедском порту горюют. Похоже, Александр Лукашенко приступил к реализации своей угрозы — переориентировать грузопотоки из Литвы в наказание за поддержку Вильнюсом белорусской оппозиции. Дочернее предприятие «Белорусской нефтяной компании» BNK (UK) Limited, как сообщается, приостановило экспорт нефтепродуктов через Клайпеду, но как уточняется — по новым контрактам.

Что это означает? Пресс-служба литовской компании Klaipėdos nafta, контролирующей нефтетерминалы в порту, витиевато сообщила: «Все контракты между BNK и KN остаются в силе, но выполнение договорных обязательств приостанавливается на неопределенный срок». Понять смысл этой новости непросто сходу, однако генеральный директор Клайпедского порта Альгис Латакас разъяснил так, что все стало ясно: белорусские нефтепродукты не поступают в Клайпедский порт. А витиеватые объяснения, видимо, связаны с надеждой литовских представителей, что все утрясется.

Коммерческий директор компании Klaipėdos nafta Миндаугас Навикас при этом рассуждает: «Мы понимаем, что решения клиентов, скорее всего, продиктованы не экономической, а политической логикой, которую мы не можем контролировать. Мы внимательно изучаем всю информацию, доступную нам из Белоруссии в этом году, и соответственно адаптируем наши бизнес-планы, диверсифицируя нашу деятельность, расширяя круг услуг и клиентов». И признает: из-за неясности будущих коммерческих отношений с Белоруссией Klaipėdos nafta ищет новые возможности для бизнеса.

Итак, понятно: белорусский нефтепоток, как и обещал Лукашенко, пока или навсегда уходит их Литвы. Куда? В нашу Усть-Лугу, как в конце августа договаривались Лукашенко и наше министерство энергетики?

Пока сообщений об адресате переориентации нет. Однако известно, что Белоруссия закупает у нас примерно 25 миллионов тонн нефти в год, из которых 7 миллионов потребляет сама, а остальное перерабатывают в топливо и продает в Европу через прибалтийские порты. Клайпеда пропускала через себя примерно 1,5 миллиона тонн, в основном дизельного топлива. Возможно, теперь она лишилась этого потока либо Лукашенко оказывается давление на литовские власти, чтобы те прекратили поддержку белорусской оппозиции.

Но если у президента Белоруссии такая цель — надавить на Литву, то это вряд ли удастся. Вильнюс изо всех сил демонстрирует неприятие Батьки и поддержку его оппонентов, а по сути — врагов. На днях Сейм Литвы к тому же сделал принципиальный символический шаг: присудил именно белорусской оппозиции национальную Премию свободы, которую раз в год вручают лицам, у которых, по мнению литовской стороны, есть заслуги в борьбе за свободу, демократию и права человека. Премию вручают ежегодно 13 января на торжественном заседании парламента, в день защитников свободы Литвы. Нынешняя будет вручена Светлане Тихановской, которая нынче обретается в Вильнюсе.

Чтобы понять суть награды, достаточно посмотреть список лауреатов. Ранее ее присуждали правозащитнику Сергею Ковалёву, учредителю Лиги свободы Литвы, бывшему политзаключённому Антанасу Терляцкасу, учредителю издания «Хроники Литовской католической церкви», архиепископу Сигитасу Тамкявичюсу, бывшему польскому диссиденту, главному редактору газеты Gazeta Wyborcza Адаму Михнику, экс-президенту Литвы Валдасу Адамкусу, председателю Верховного совета Литовской ССР Витаутасу Ландсбергису, который 11 марта 1990 года подписал Акт о восстановлении независимости Литвы, монахине Нийоле Садунайте, группе «лесных братьев» — ветеранов борьбы с советской властью.

В прошлом году Премии свободы был удостоен литовский антисоветский партизан, считающийся летописцем национального возрождения, кавалер ордена Креста Витиса Альбинас Кентра-Аушра.

Так что высока вероятность, что Белоруссия не возобновит экспорт своих нефтепродуктов через Клайпеду. Гендиректор Клайпедского порта предполагает, что транзит перейдет к нам, но Россию не называет. «Возможность перенаправления этих грузов в порты севернее Клайпеды существует, резервы там для этого есть, но их транспортировка обойдется значительно дороже», — говорит он.

Его вывод о цене вопроса не совсем верен, так как Россия устами Владимира Путина обещала Александру Григорьевичу преференции в случае упомянутой переориентации. Еще в 2017 году наш президент предложил увязать объемы поставляемой в Белоруссию нефти с использованием российских портов экспорте нефтепродуктов. «Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — сказал Путин.

В тот период Лукашенко сопротивлялся. Глава РЖД Олег Белозеров говорил нашему президенту, что несмотря на скидку в 50% белорусы отказываются от услуг российских железных дорог в пользу прибалтов, объясняя это долгосрочными контрактами с прибалтийскими партнерами. И вот эти контракты зашатались, надо понимать, под влиянием на Александра Григорьевича белорусских протестов. Но возлюбил ли он теперь вместо Клайпеды Усть-Лугу?

Не факт. У Батьки ведь, судя по тому, как он считается, брак-то по расчету. Новостей о переориентации нет, зато известно: эта самая BNK (UK) Limited, между прочим, британская (!) дочка белорусской компании, в начале декабря на год продлила контракт на транзит нефтепродуктов с «Укртранснафтой». Об чем как раз сейчас сообщил гендиректор украинской компании Николай Гавриленко. И вот его весьма любопытное высказывание, касающееся возможного нарастания объемов перекачки белорусских нефтепродуктов именно «Укртранснафтой». «Условия те же. От белорусской стороны была просьба сделать определенный дисконт на тариф, но учитывая наши производственные особенности по прокачке в режиме, который предусмотрен договором, мы им объяснили, что снижение возможно в случае увеличения объемов транспортируемой нефти в их сторону. Дифференциалы у них есть, они четко понимают, какие варианты снижения тарифа возможны. Будут увеличиваться объемы — будет снижаться тариф», — заявил Гавриленко.

Не о том ли росте объемов речь, которые уйдут из Клайпеды? И не ведет ли Александр Григорьевич политико-экономическую игру с Россией?

Не так давно он ругал Украину, которая вносит свой вклад в борьбу с его режимом и хвалил Россию. Но новостей о переориентации в Усть-Лугу нет. Или это опять-таки игра Александра Григорьевича — на повышение в РФ своих ставок и понижение цены… российского месторождения нефти? «Президент Беларуси обратился к российскому коллеге с просьбой о возможном приобретении месторождения нефти на территории России. Владимир Путин эту идею поддержал. После проработки вопрос более детально будет обсужден во время ближайших переговоров», — говорилось в сообщении пресс-службы президента Белоруссии.

И вот, возможно, к груди того, кто предложит более выгодные условия, Батька и прильнет? Вполне возможно, и к российской, но не сразу. Он, например, хочет купить российское месторождение, но не на российские ли деньги, полученные в кредит? Условия возвращения можно уточнять и уточнять. Ну как начало происходить с кредитом в 10 млрд. долларов за Белорусскую АЭС… Недавно вот срок российского кредита на строительство этой станции продлен на два года, ставка снижена до 3,3% годовых. А там, глядишь, как-то и сам собой когда-нибудь погасится.

В общем, посмотрим на развитие событий вокруг Клайпедского порта и Усть-Луги.


Источник
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×