Новости России
и мира сегодня

ТОП-10 фильмов уходящего года от кинокритика и военкора Дмитрия Иванова

Культура
15:52, 11 январь 2021
4 430
0
[rating-type-4]
[/rating-type-4]
ТОП-10 фильмов уходящего года от кинокритика и военкора Дмитрия Иванова

Этот год был ох-ох-ох, поэтому так получилось, что мне как кинокритику было не до кино. Жизнь стала куда интересней, и выдумывать ничего не надо — с начала года мир погрузился в такой постапокалиптический угар, что хоть несколько фантастических триллеров снимай.

Напомню начало 2020-го. Пандемия! Смертельный вирус! Кривые финансовых рынков ухнули вниз, а количество заражённых и умерших резко возросло. Люди массово стали скупать гречку и туалетную бумагу, готовясь к завтрашнему дню, который не сулил никому ничего хорошего. Почти во всех странах ввели карантин и комендантский час, улицы опустели. Для того чтобы выйти из дома, уже стал нужен пропуск. И сейчас до сих пор все ходят в масках, регистрируются по QR-коду, обрабатывают руки антисептиком при каждом соприкосновении с внешним миром. Covid в уходящем году короновал всех подряд, люди заражались и умирали, несмотря на свои должности, статусы, профессии, национальности или пол.

Вполне естественно, что не до кино было. Все развлекательные заведения, в том числе и кинотеатры, позакрывались. Да и в новых реалиях киношные и литературные сюжеты резко устарели. Кому интересно смотреть мелодрамы и триллеры, когда буквально за окном творится такая фантасмагория!

Но, надо сказать, что к лету кинематограф отправился от удара. Он стал приспосабливаться к новым условиям. Например, так как люди стали проводить больше времени дома, стали очень популярны киноплощадки в интернете.

Но мою журналистскую жизнь занял армяно-азербайджанский конфликт, который вспыхнул в сентябре, и мне снова стало некогда фильмы смотреть. Я разменял Московский Международный кинофестиваль — одно из главных событий российского киногода — на войну за Нагорный Карабах. А после своих командировок, когда трагедии и экшены я видел в режиме реального времени, я был неподвластен иллюзии кино.

Поэтому составлять the best мне будет не совсем правильно, так как подозреваю, что множество знаковых картин, вышедших в этом году, я пропустил. Поэтому мой итоговый кинообзор будет основан по принципу флешбека — одного из приёмов в кино. Я буду вспоминать фильмы и сериалы уходящего года в том порядке, в каком они придут мне в голову. Итак:

  1. «Манк». Кстати, о флешбеках. Впервые этот приём в кинематограф ввёл режиссёр Орсон Уэлсс в фильме «Гражданин Кейн» (1940 г.). Прототипом для главного героя в этом фильме стал Уильман Хёрст — американский медиамагнат того времени. Сценарий «Гражданина Кейна» написал Генри Манкевич — голливудский пьяница-балагур. Его в «Манке» и сыграл великолепный Гэри Олдман. Ведь Олдману не впервой играть второстепенных персонажей, выдвинутых волей авторов на передний план. Вспомним начало его актёрской карьеры и роль Розенкранца — друга шекспировского Гамлета в картине «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990 г.). Сейчас Олдману уже 62 года, но, как известно, старый конь борозды не испортит. Мастерство не пропьёшь — Олдман отменно играет сценариста-алкоголика.
  2. Ещё одна классная картина в жанре «фильм о фильме» — это «Вечный свет» Гаспара Ноэ, премьера которой состоялась в России в 2020 году. Ноэ зарекомендовал себя как модный режиссёр-провокатор, но его творчество — это не скандал ради скандала, его фильмы на самом деле «на подумать». И в то же время, несмотря на свою принадлежность к арт-хаусу, они собирают полные залы.

Смотря «Вечный свет», можно вспомнить и Феллини «8 и ½» с «Интервью», и «Американскую ночь» Трюффо. Эти мастера выразили через свои картины собственную любовь к кино. Гаспар Ноэ через «Вечный свет» выплеснул на экраны свою ненависть к современному кинопроизводству.

Фильм пылает остроумием и, как положено интеллектуальному кино, интертекстуален. Картина изобилует цитатами знаменитых режиссёров и писателей, включая, кстати, нашего Фёдора Михайловича Достоевского. В неузнаваемом виде фоном звучит"Сарабанда" Генделя, которая, кажется, вот-вот перейдёт в похоронный марш. И в итоге вся съёмочная площадка вместе со съёмочной группой погружается в ад. Туда же, надеюсь, вскоре из-за ковида провалится вся массовая поп-культура и вся современная фэшн-индустрия.


  1. Ещё один автор, которого упрекали в клипмейкерстве — это Паоло Соррентино. На мой взгляд, это режиссёр наивысшего уровня, и после «Великой красоты» его бюст можно прижизненно ставить рядом с бюстом Феллини, его великого соотечественника, уже упомянутого выше. Но, к сожалению, новый сериал «Новый Папа» про двоевластие двух понтификов — это моё самое сильное разочарование года. Кто не смотрел «Нового Папу» — и не смотрите. Пересмотрите лучше старого «Молодого Папу». Несмотря на то, что к великолепному Джуду Лоу добавлен в актёрский тандем не менее великолепный Джон Малкович, в целом же новый сериал смотрится как дурной сон и постмодернистский кошмар. Сюжет надуманный и беспорядочный, в сериале нивелируются и разрушаются цельные образы героев, созданные ранее.

Я заметил, что на последних фото Соррентино очень плохо выглядит. Его последние картины имеют явный сексуальный подтекст, что может быть следствием злоупотребления эйфоретиками. Может, он подсел на амфетамины? Давай-ка, Соррентино, завязывай. Ждём от тебя в 2021 году хороших фильмов.


  1. Вот кто надёжен — так это старые мастера кино. Один из них — 87-летний режиссёр Роман Полански. В уходящем году в российский прокат вышла его новая картина «Офицер и шпион». Фильм, может быть, с точки зрения киноискусства и непритязательный, зато интересный своей исторической стороной. Это история офицера-еврея Дрейфуса, обвинённого в шпионаже. Из-за неё в 1896 году французское общество раскололось пополам. Между собой столкнулись консервативные и либеральные круги. Либералы и социалисты схлестнулись с антисемитами, пресса выступила против армии — такие страсти кипели во Франции, что ой-ля-ля!

Старик Полански снял красочное кино. Как прекрасны носатые офицеры-французы с великолепной осанкой и элегантными острыми кончиками усов!

Безупречны все исторические детали — например, красные штаны французских военных, моду на которые свела на нет Первая мировая — слишком уж было удобно немецким пулемётчикам стрелять.


  1. Плыву дальше по волне своих ассоциаций. От Первой мировой перехожу ко Второй. Документальная лента «Зимний путь» датского режиссёра Андреса Эстергорда — её я посмотрел в октябре этого года на питерском кинофестивале «Послание к человеку». Найти её сейчас будет трудно, но выписать себе, чтобы посмотреть потом, я настоятельно рекомендую. Может быть, это лучшее, что я посмотрел в уходящем году.

Главный герой этой картины — одинокий старик. Задыхаясь, он поднимается на холм и устремляет свой взгляд в горную долину.

На склонах видны пупырышки далёких деревьев, торчат толстыми палками вверх колючие кактусы. Жарко, старик утирает пот со лба. Какой же это зимний путь? А «Зимний путь» — это песня Шуберта, где есть такие строчки: «Чужаком пришёл я, чужаком уйду». Старика зовут Гюнтер Гольдштейн, и для него Америка, где он находится, — чужая страна. Как стала ему и чужой страной нацистская Германия, откуда он вынужден был эмигрировать по причине своего еврейского происхождения.

Наверное, неправильно было назвать эту картину документальной. Она находится на той грани, где документальное кино переходит в художественное. Несмотря на то, что показана история реального человека, роли в картине исполняют актёры. Примечательно, что этот фильм стал последним для Бруно Ганца, который умер в 2019 году. Любители кино могут вспомнить его по роли Вергилия в «Доме, который построил Джек» Ларса фон Триера.


  1. Вспомню я и другого датского актёра, а именно Класа Банга — не думаю, что многим что-то говорит это имя. Но так как я люблю смотреть скандинавское кино, то я запомнил его по фильму «Квадрат» (2017). В 2020 же году он отличился главной ролью в британском мини-сериале «Дракула».

Без ущерба для романтики и не утрачивая ужасного впечатления, в новом сериале граф Дракула всегда улыбчив и обладает хорошим чувством юмора — его шутки искрятся, как пузыри в бокале с шампанским. Юморит и не унывает в любых обстоятельствах и вечный враг Дракулы Ван Хельсинг. Правда, он сменил пол, и теперь это не доктор Абрахам, как в оригинальном произведении, а сестра-монахиня Агата.

Приятным комплиментом является то обстоятельство, что в новом фильме полно русских персонажей, причём говорящих на русском без акцента. В Англию Дракула путешествует именно на русской шхуне, и из его вампирских уст можно услышать такие пассажи: «как у нас во Владивостоке (?!) говорят…».


  1. Перейду к ужасу настоящему, без всяких шуток-прибауток. Настоящий ужас — это когда двое мужиков при отсутствии женщин, но при неограниченном количестве алкоголя застревают на острове в шторм. Причём ужас этот чёрно-белый и формата 3:4 — именно так снят фильм Роберта Эггерса «Маяк».

Старого смотрителя маяка сыграл Уильям Дефо, а молодого — Роберт Паттисон, известный, кстати, по роли вампира в попсовой саге «Сумерки».

Бывалый устроил на маяке небывалую дедовщину. Гоняет новичка почём и не почём зря. Ведёт себя грубо и непотребно, как сущий дьявол — ссущий с двумя «с» — не стесняясь своего визави, он испускает газы и мочится там же, где и спит. А новичок с неудовольствием всё это терпит и всё за старожилом убирает. Салагу к фонарю маяка старик и близко не подпускает. Запрётся там наверху и чёрт-те чем там занимается. У каждого из смотрителей есть свои тайны, которые потом высветятся в ночи.


  1. Теперь об ужасах «нашего городка». Ими приятно удивил в этом году отечественный производитель. Я имею ввиду великолепный сериал «Перевал Дятлова».
    Источник
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×