Многие начинающие артисты мечтают о красивой песне, записанном треке и успешной премьере. Они вкладывают свои деньги, энергию и душу, чтобы получить качественный материал. Но реальность оказывается гораздо суровее, особенно когда за красивыми словами скрываются продуманные схемы обмана. История певицы из Самары, Иветты Венской, — яркий пример того, как даже при наличии договора артист рискует оказаться крайним.
Контракт был, но автор не тот
В конце 2022 года Иветта приобрела два музыкальных трека. Ей предоставили текст, музыку и юридические документы. Контракт составили грамотно: с указанием авторов, условиями передачи прав и пунктом, снимающим с певицы любые риски, если вдруг появятся претензии от третьих лиц. Подписи, печати — все как положено.
Она оплатила обе композиции — 24 тысячи рублей за все. Но уже через несколько месяцев выяснилось, что права на треки принадлежат другому человеку. Он связан с тем же лейблом, откуда и продавцы. Представители компании не стали отрицать факт, но заявили: мол, произошла ошибка, и теперь нужно подписать новый договор. Только уже по совсем другим условиям — 150 тысяч рублей за каждую песню.
Иветта отказалась. Она уже потратила деньги, получив документы. Новый договор не входил в ее планы. Она полагалась на подписанный контракт, в котором были четко обозначены все границы ответственности. Но суды оказались другого мнения.
Судебный финт
Первая судебная инстанция поддержала исполнительницу. Но позже апелляционный суд отменил это решение. Виновной признали ее одну. А вот продавцов, которые фактически и ввели певицу в заблуждение, к ответственности не привлекли.
Что пошло не так:
- Суд не вызвал продавцов для дачи показаний.
- Вместо них предоставили «пояснения» без подписи и автора.
- Экспертиза показала: подписи в договоре поддельные.
- Суды проигнорировали и сам подлог, и факт вымогательства денег.
- Другие пострадавшие так и не были услышаны.
По российскому законодательству для использования песни достаточно одного документа — договора передачи прав. У Иветты он был. Но суд решил, что этого недостаточно. Ее обвинили в нарушении авторского права, проигнорировав все условия, закрепленные в контракте. Ни один представитель лейбла не понес наказания, хотя факты подлога были официально подтверждены.
Схема, в которую втягивают артистов
Проблема гораздо глубже, чем кажется. Это не единичная история, а, похоже, отработанная схема. Сначала молодому исполнителю предлагают купить трек. Предоставляют бумаги, уверяют, что все в порядке. Через время появляется «настоящий» автор. И начинается давление.
История Иветты Венской показала, насколько беззащитным может оказаться исполнитель, даже имея полный пакет документов. В ее случае суд проигнорировал договор, закрыв глаза на подделку, фальшивые объяснения и массовые жалобы от других артистов.